КОНЦЕПЦИЯ

БАЗОВОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

документ подготовлен ОАО Линукс Инк., ЗАО Lynx BCC
в рамках деятельности рабочей группы при Минсвязи РФ (2003 г.)


Базовое программное обеспечение (БПО) включает в себя:

  1. Операционные системы.

  2. Программное обеспечение поддержки сетевой инфраструктуры – электронная почта, WWW, DNS, сервера баз данных и т.д.

  3. Офисное или прикладное программное обеспечение (ПО).

  4. Средства разработки.


  1. ПРЕДПОСЫЛКИ ИДЕИ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ


Технологические

Развитие Интернет сократило время на информационные коммуникации между людьми и обеспечило быстрый доступ к большим объемам информации. Этот факт и существенные инвестиции мировых лидеров отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обеспечили появление качественного ПО с открытыми кодами, которое можно использовать и модернизировать совершенно легально без каких-либо лицензионных платежей.

Правовые

В настоящее время на территории России большинство пользователей компьютеров, как в государственных учреждениях, так и в частном/индивидуальном секторе, пользуется нелицензионным ПО.

Экономические

В настоящее время вырученные денежные средства за ПО «уходят» за рубеж, стимулируя развитие отрасли ИКТ там, а не в России.

Исторические

Вследствие феномена свободного программного обеспечения – возможности воспользоваться на легальной основе через Интернет разработанным квалифицированными специалистами ПО – Россия именно сейчас получает возможность быстро, с наименьшими расходами создать собственную отрасль по производству ПО.

Политические

Происходит интеграция России в мировое сообщество, при этом БПО может обеспечить решение вопроса: как одновременно соответствовать общемировым информационным стандартам и обеспечивать информационную безопасность страны.

Социальные

Настоящая концепция позволит осуществить вовлечение в процесс популяризации информационных технологий школьников и студентов, которые через какое-то время станут определять информационный потенциал страны, как это происходило в развитых странах мира, когда основным каналом продвижения ИТ были университеты, колледжи, школы; малоимущие слои населения, что позволит им, получив дополнительные знания, применить их в быстрорастущем секторе рынка информационных услуг.


  1. ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ


  • создать отечественное БПО на основе имеющихся, доступных версий свободного программного обеспечения;

  • создание российского БПО вызовет эффект «расходящихся кругов». На первом этапе создаётся отрасль, обеспечивающая функционирование БПО. Внедрение БПО в государственных учреждениях и использование такового в народном хозяйстве страны вызовет образование множества сервисных компаний, обслуживающих БПО, и компаний, ведущих собственные оригинальные разработки, в том числе ориентированные на специальные ведомственные или коммерческие задачи. Всё это стимулирует развитие внутреннего рынка ПО и даст толчок к развитию отрасли производства отечественного ПО в целом, повысит её конкурентоспособность на мировом рынке.


  1. ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ


  • Создать отечественную отрасль по производству и обслуживанию отечественного ПО на базе открытых программных продуктов.


  1. ЦЕЛИ


  • обеспечить государственные учреждения лицензионным БПО;

  • за счёт внедрения БПО в государственных учреждениях обеспечить информационную безопасность страны;

  • развить отечественную отрасль ИКТ в части производства ПО;

  • внедрить современные бизнес-модели и стандарты разработки ПО;

  • интегрировать Россию в мировое сообщество разработчиков ПО, выйти на мировой рынок, удержать в стране интеллектуальный потенциал государства;

  • создать дополнительный рынок труда;

  • решить проблему занятости и проведения досуга молодежи;

  • создать и развить инфраструктуру оказания услуг по поддержке ПО;

  • сформировать рынок оказания ИТ-услуг, как для отечественного потребителя, так и для иностранных компаний;

  • снизить уровень использования нелицензионного ПО, что будет способствовать повышению статуса государства.


5. ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ


  • разработать набор стандартных пакетов безопасного ПО;

  • разработать пакет технической и пользовательской документации;

  • создать программу внедрения БПО в государственных учреждениях;

  • обеспечить посредством обучения достаточное количество квалифицированных сотрудников-системных администраторов в государственных учреждениях;

  • обеспечить обучение сотрудников государственных учреждений – пользователей;

  • обеспечить инфраструктуру для работы организаций – разработчиков ПО.



  1. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ


Экономический

  • достижение глобальной экономии государственных (бюджетных) средств на поддержание БПО в государственных учреждениях – за счёт резкого снижения затрат на приобретение лицензий у западных производителей;

  • высвобождение средств на развитие собственной ИКТ индустрии, что обеспечит конкурентоспособность отечественных разработок;

  • смещение акцентов в народном хозяйстве России с развития сырьевых отраслей на развитие отрасли информационных технологий;

  • дальнейшее развитие сферы услуг в области ИТ;

  • повышение экономической прозрачности деятельности предприятий госсектора;

  • в среднесрочной перспективе – увеличение объёма налогов, собираемых не только в отечественной ИКТ отрасли, но и в целом в народном хозяйстве; развитие данного направления ИКТ отрасли способствует образованию критической массы квалифицированных специалистов, обеспечивающих внедрение современных информационных технологий на предприятиях;

  • кардинальное снижение уровня пиратства позволит России стать полноценным членом мирового сообщества, в частности будет способствовать вступлению в ВТО.

Социальный

  • образование новых рабочих мест;

  • наращивание интеллектуального потенциала в России – воспитание большого количества высококвалифицированных программистов;

  • решение проблемы занятости и проведения досуга молодежи.

Военный

  • обеспечение безопасности государства – полный, реальный контроль над качеством используемого в государственных учреждениях, в том числе силовых структурах, программного обеспечения.

Технологический

  • возможность быстрой технологической адаптации и модернизации БПО;

  • более эффективная работа БПО в государственных учреждениях благодаря техническим особенностям БПО: уникальной масштабируемости, отсутствию компьютерных вирусов (в общепринятом понимании), широкому диапазону использования БПО – от встраиваемых портативных систем до суперкомпьютеров;

  • предоставление унифицированных решений на различных уровнях (предприятие, регион, федерация) с использованием всех преимуществ, даваемых современными информационными технологиями;

  • возможность устойчивой работы и обеспечение удаленного доступа к объединенным информационным государственным ресурсам, в том числе в рамках программы «Электронная Россия»;

  • возможность влияния на мировой ИТ рынок.

Развитие науки и образования:

  • активное вовлечение научных и учебных заведений всей страны в процесс разработок, что позволяет реализовать масштабные общероссийские проекты;

  • повышение качества образования, как в средних, так и в высших и специальных учебных заведениях

Реализация целевой государственной программы, направленной на создание отечественной отрасли, которая обеспечивает разработку и сервисное сопровождение российского Базового программного обеспечения, будет способствовать быстрому росту информационной и экономической независимости и, следовательно, безопасности России.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗРАБОТОК С ОТКРЫТЫМ КОДОМ

Использование свободного ПО – наиболее быстрый и эффективный путь внедрения в общемировой рынок ПО. Индустрия развития информационных технологий – на данный момент наиболее быстро развивающийся сектор мировой экономики. Состояние рынка в этой области меняется очень быстро, и у России есть реальный шанс занять в нем одну из лидирующих позиций, особенно в сфере разработки ПО. Этому способствует наличие у нас в стране большого числа высококвалифицированных специалистов в данной области.


В настоящий момент на мировом рынке ПО сложилась уникальная ситуация – США более не является монополистом в области передовых программных разработок. Все больше программных проектов, как коммерческих, так и свободных, создается и развивается за пределами США. Linux был рожден в Финляндии, GNOME – Бразилия, KDE и SAP – Германия, Compiere ERP + CRM – Франция. Большинство разработок делаются с привлечением специалистов из самых разных стран мира. В России огромный потенциал разработчиков. В большинстве международных проектов по разработке свободного ПО участвуют российские разработчики.

Главные моменты при выборе ПО для государственных органов: во–первых – обеспечение информационной безопасности страны, во-вторых – деньги должны оставаться в России. Вместо обязательных платежей за лицензии государство сможет вкладывать средства в сферу образования, в создание рабочих мест для отечественных специалистов. При государственном финансировании разработок следование открытым стандартам (например, POSIX) и открытость кода должны быть обязательными требованиями.

Известны две схемы развития индустрии отечественного ПО:


    1. Офшорное программирование.


    1. Разработка собственных продуктов и распространение их на общемировом рынке товаров и услуг.


До сих пор развитие индустрии ПО в России в большинстве случаев идет по первому пути, когда результаты разработок оказываются собственностью зарубежных компаний и через какое-то время поступают на российский рынок как импортируемый продукт. Второй путь гораздо перспективнее, но требует финансирования фундаментальной науки (там отрабатываются новые идеи) и инвестиций в разработку конечного продукта (в том числе и

государственных).


Крайне важным для развития индустрии является правильный выбор политики государства в области поддержки открытых стандартов. Уже сейчас в стране существует ряд достаточно успешно работающих фирм-разработчиков программного обеспечения, создающих собственные программные продукты. К сожалению, большинство из них в качестве базового программного уровня используют закрытые коммерческие системы иностранного производства (например, Microsoft Windows). Это не способствует повышению экономической безопасности страны, ставя ее в прямую зависимость от интересов фирм производителей и государственной политики тех стран, откуда производится экспорт таких систем.

Возможные пути развития новых технологий – корпоративные разработки, государственное финансирование (гранты, вузы, специализированные институты), деятельность независимых разработчиков. Мировой опыт показывает: большинство инновационных технологических разработок рождается в вузах, зачастую как побочный результат фундаментальных исследований. Существенную долю в разработку нового ПО вносят студенты, занимаясь этим в свободное время и повышая таким образом свой статус. Коммерческие структуры редко тратят деньги на действительно инновационные исследования, обычно они используют уже готовые результаты научных исследований.

Развитие ПО очень похоже на научный процесс. Общая открытость его только ускоряет. Лучшая черта открытого ПО – расширяемость. Типичная ситуация – 80% требуемой функциональности уже есть в каких-то продуктах и требуется сравнительно небольшая их доработка для решения новых задач.

Открытое ПО дает конкурентные преимущества даже в производстве коммерческого ПО. Большинство ведущих ИТ корпораций всё шире используют открытые программные продукты, разработанные мировым сообществом разработчиков, или же открывают исходные тексты своих продуктов. Покупатель больше не хочет платить за отдельные компоненты, предпочитая целостные решения и сервис. При этом достигается большая независимость от производителей и сохраняется полный контроль со стороны покупателя над приобретаемыми продуктами.


ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ


Только использование ПО с открытыми кодами может дать гарантию государственной безопасности в сфере информационных технологий.


Только при таком подходе возможны:

    • полный анализ содержимого исходных кодов;

    • оперативное приведение их в полное соответствие с государственными правовыми и нормативными требованиями;

    • контроль за ходом технологического процесса на всех этапах от разработки до окончательного внедрения.


При таком подходе принципиально невозможно использование со стороны поставщика или изготовителя ПО так называемых “программных закладок”, способных производить неподконтрольную передачу внутренней информации или преднамеренно нарушать работу вычислительных комплексов.


Открытое ПО предоставляет России реальную независимость как от коммерческой политики фирм производителей, так и от ограничений, накладываемых на государственном уровне странами экспортерами программных продуктов.





ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ


Кардинально решить проблему пиратства можно лишь при условии широкого внедрения свободно распространяемого ПО с открытым кодом. Это не требует внешних лицензионных выплат и позволяет продолжать пользоваться привычным набором ПО абсолютно легально.


Существуют различные варианты свободных лицензий и различные варианты их использования. Наибольшее распространение получили два типа свободных лицензий. Условно их можно охарактеризовать следующим образом:


    1. Универсальная общественная лицензия GNU (GNU General Public License, сокращенно GPL). Разрешает свободное использование исходных кодов программных продуктов, попадающих под ее область действия (в том числе и в коммерческих целях), и внесение в них любых изменений. В случае использования их в своих разработках разработчик обязуется в дальнейшем предоставлять свои исходные коды по первому требованию.


    1. Программная лицензия университета Беркли (Berkeley Software Distribution, сокращенно BSD). Так же предоставляет право неограниченного использования в сторонних разработках, но, в отличие от GPL, позволяет в дальнейшем сделать продукт закрытым.


Другие свободные лицензии в той или иной степени дополняют изложенные выше требования одной или другой лицензии.


Использование в качестве базового открытого программного обеспечения никоим образом не сковывает производителей программных продуктов. Даже при использовании программных продуктов под лицензией GPL производитель не обязательно должен открывать свой код (например, в том случае, когда используются разделяемые библиотеки или создаются подгружаемые модули ядра ОС).


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗРАБОТКИ/ВНЕДРЕНИЯ

ОТКРЫТЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


В Индии и Китае разрабатываются экономические программы для стимулирования перехода различных отраслей на открытые технологии, а также сделаны заявления об использовании Linux в качестве официальной государственной ОС. Сингапур, Тайвань, Германия выразили намерение внедрять серверные решения на базе Linux, мотивируя свой выбор прежде всего соображениями существенной экономии средств.


В мае 2003 г. муниципалитет Мюнхена (Германия) принял решение о полномасштабной миграции с платформы Windows на Linux для 14,000 персональных компьютеров. Другие города Германии также рассматривают вариант перехода на открытые операционные систе­мы и офисные пакеты. В любом случае они выигрывают, поскольку конкуренты (Microsoft) вынуждены в таких случаях предлагать существенные скидки на свои продукты, как это произошло в тендере ПО для города Франкфурт.


Английское правительство сумело добиться экономии в 150 миллионов долларов при заключении аналогичного контракта на три года. Проект положения об использовании лицензий open-source в ПО, разрабатываемом по заказу правительства, служит частью более широкого положения об open-source, которое прошлым летом было опубликовано Управлением снабжения правительства (OGC) Великобритании. Согласно этому документу во всех будущих ИТ-разработках, для которых важна совместимость, должны использоваться только продукты, поддерживающие открытые стандарты и спецификации. Более того, он требует выполнения политического документа Европейской комиссии, предписывающего изучение возможности следования курсом open-source во всех финансируемых государством исследованиях и разработках в области ПО.


Установка свободного ПО (Linux, GNOME и др.) на 80,000 школьных компьютерах в провинции Extremadura (Испания) позволила сэкономить около трети выделенного бюджета (порядка 18 миллионов евро). Там же была развернута программа по созданию 33 общедоступных компьютерных центров на базе открытого ПО для привлечения населения к использованию современных средств коммуникации (например, e-mail). В программе приняли участие местные жители различных социальных групп и возрастов. Многие из них прежде никогда не использовали компьютеры. Старейшему зарегистрированному пользователю было 99 лет.

В мире научных разработок открытые технологии являются стандартом де факто. Именно благодаря разработкам открытых технологий мир получил глобальную сеть Интернет. Широко применяется открытое ПО в сферах, связанных с интенсивными вычислениями – ядерная физика, геофизика и др. Это позволяет создавать мощные вычислительные комплексы с использованием дешевой аппаратной базы.


Большой интерес к открытому и свободному ПО проявляют и силовые государственные структуры. Так Агенство Национальной Безопасности США (NSA) создает свой вариант Linux-системы повышенной степени защищенности SELinux. Большой интерес к использованию открытого ПО в своих внутренних структурах проявляют так же ЦРУ, ФБР и министерство обороны США.


Серьезно меняется подход к использованию свободного ПО и в коммерческой сфере. Компании Merill Lynch, Verizon Communications, Amazon.com сэкономили миллионы долларов на лицензиях и стоимости поддержки, уменьшив общую стоимость владения своей ИТ-инфраструктуры вследствие перехода на использование ПО с открытым кодом.


Наблюдается стремительный рост поддержки открытых технологий ведущими коммерческими производителями ПО и компьютерного оборудования: IBM, Hewlet Packard, Sun Microsystems, Oracle, Intel и др.


ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО


  1. Соответствие открытым стандартам. Снижает степень зависимости от конкретных производителей и поставщиков услуг. Упрощает построение единых программно-аппаратных комплексов из отдельных независимых компонент. Облегчает замену одних компонент на другие (например, вследствие развития более современных технологий).


  1. Переносимость программного обеспечения. Облегчает процесс миграции наработанного ПО на более совершенные аппаратные платформы. Закладывается прочный базис для создания и развития отечественного производства высокотехнологичных аппаратных компонент и комплексов.


  1. Открытость исходных кодов. Дает возможность анализа, внесения изменений для получения более широкой функциональности, возможность повторного использования ранее созданных компонент.


Бесплатность подавляющего числа открытых программных продуктов может существенно снизить накладные расходы при грядущем кардинальном перевооружении информационной инфраструктуры страны, необходимом для полноправного вхождения страны в международный рынок товаров и услуг. Было бы разумно воспользоваться общемировой тенденцией смещения рынка из области продажи изолированных программных продуктов (зачастую предоставляемых теперь бесплатно) в область оказания интеграционных и сервисных услуг.


О компании "Линукс Инк"

Коллектив компании ОАО Линукс Инк является одним из зачинателей движения по разработке и внедрению свободного программного обеспечения в России (первый дистрибутив Linux "Открытое ядро" был создан в 1993 г. в рамках компании UrbanSoft), а также по локализации дистрибутивов операционной системы Linux и обучению открытым технологиям.

Начиная с июня 1999 г. Линукс Инк выпускает компакт-диски из серии Linux Cyrillic Edition. Дистрибутив Linux Cyrillic Edition является дальнейшим развитием серии дистрибутивов "Открытое ядро" компании UrbanSoft и сохраняет его основную структуру. Коллектив компании в рамках проектов "Открытое ядро" и "Linux Cyrillic Edition" проводит локализацию и адаптацию различных распространенных дистрибутивов Linux (в разное время - SLS, Slackware, RedHat, Fedora, Scientific Linux), а также создает для них русскую документацию.

Дальнейшим развитием деятельности компании стали работы по созданию и внедрению решений прикладного уровня, в первую очередь основанных на свободно распространяемых портальных технологиях (Python, Zope, Plone). Например, созданы специализированные программные модули для обеспечения процессов документооборота, образовательной деятельности, библиотечно-архивной деятельности, службы технической поддержки, распределенной разработки ПО, отображения гео-информационных данных для ГИС и других.

В качестве перспективных направлений исследований и разработок компания ведет работы в области GRID-технологий. Компания имеет статус индустриального партнера международной программы EGEE II. Специалисты Линукс Инк осуществляют подготовку программных пакетов с программным обеспечением для построения GRID систем для Scientific Linux.

Сотрудники Линукс Инк принимали участие в разработке, внедрении и поддержке сложных программно-аппаратных комплексов с использованием Linux-решений в Комитете по финансовому мониторингу, Государственно научно-исследовательском навигационно-картографическом институте Министерства обороны РФ, ОАО "Силовые машины" (Ленинградский металлический завод), ОАО "Ленэнерго", РАО ЕЭС, ряде крупных банков, включая Сбербанк России, и в ряде других крупных предприятий и организаций.

Кроме того, сотрудники Линукс Инк постоянно осуществляют интеллектуальную поддержку, в том числе и на некоммерческой основе, учреждениям образования, науки и культуры. Специалисты Линукс Инк проводят консультации и совместные работы в таких организациях, как Санкт-Петербургский государственный университет, СпбГЭТУ (ЛЭТИ), Санкт-Петербургский Политехнический Институт, Астрономический институт им. В.В. Соболева, Петербургский Институт Ядерной Физики, Институт Лингвистических Исследований РАН, Физико-технический институт им. Иоффе РАН и многие другие.

Коллектив первой российской Linux-компании активно сотрудничает со старейшими научными учреждениями России, такими как Кунсткамера и Библиотека Академии Наук РФ. Длительное время сотрудники Линукс Инк осуществляют технологическую поддержку проектов по созданию уникальных аннотированных библиографических указателей "Санкт-Петербургские Ведомости" и "История Санкт-Петербурга - Петрограда". Составление полного библиографического свода изданий, посвященных истории города, представляет собой работу весьма высокого уровня сложности. Подобная работа выполнена для таких городов, как Берлин и древний польский город Торунь, - только дважды во всем мире. Теперь в этот почетный список вошел и Санкт-Петербург.

В рамках проекта Scientific Linux сотрудники ОАО Линукс Инк работают совместно с такими всемирно известными зарубежными научно-исследовательскими коллективами, как Fermi National Accelerator Laboratory, CERN. Осуществляется международное сотрудничество в программах Европейского Союза и ЮНЕСКО по экологии, G2B, EGEE. Компания Линукс Инк активно сотрудничает с российским GRID-сообществом RDIG. Опытные специалисты Линукс Инк оказывают консультации по GRID-технологиям по созданию национальной выскопроизводительной вычислительной инфраструктуры E-Science для разработчиков государственной программы Коста-Рики.

Линукс Инк длительное время успешно ведет работу по распространению идей Open Source технологий (программное обеспечение с открытыми кодами) в масштабах всей России.

2003 год. В рамках рабочей группы по открытым кодам при Мининформсвязи России компанией Линукс Инк в инициативном порядке была разработана <Концепция БАЗОВОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" на базе свободно распространяемого ПО с открытым кодом> - совместно с Lynx BCC Company. Концепция включена в федеральный справочник 'Связь и информатизация в Российской Федерации', Центр Стратегических Программ, Москва 2003 г.

2004 год. Для Национального Фонда Подготовки Кадров при Министерстве Образования России специалисты Линкс Инк в инициативном порядке создали концепцию "Образовательного программно-аппаратного комплекса (ОПАК) на базе ПО с открытым кодом" и действующий прототип системы автоматизации школьной деятельности.

2005 год. При поддержке МЭРТ коллективом Линукс Инк была создана "Концепция модернизации IT-инфраструктуры органов управления Новгородской области". Модернизацию предлагалось проводить на базе Open Source программных продуктов. Для подтверждения положений данной концепции специалисты Линукс Инк разработали ряд прототипов. В 2006 году было осуществлено внедрение ряда предложенных решений. Например, портал посвященный грядущему 1150-летию Великого Новгорода построен на базе технологических решений, предложенных компанией Линукс Инк.

2006 год. Участие коллектива Линукс Инк в НИР для Минэкономразвития по подготовке "КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ГЕТЕРОГЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА". Для подтверждений реализуемости данной концепции специалисты Линукс Инк создали прототип интеграционного портала на Open Source продуктах и продемонстрировали возможность его интеграции с обычными пользовательскими приложениями, которые входят в стандартное рабочее окружение пользователя.

В 2006 году для Мининформсвязи РФ компания Линукс Инк выполнила НИР "Исследование вопросов применения программного обеспечения (ПО) с открытыми кодами для создания автоматизированных информационных систем (АИС) в интересах органов государственной власти и разработка предложений по применению ПО с открытыми кодами".